Белору́сы — восточнославянскийнарод, значительное число которых населяют смежные с Белоруссией территории России, Украины, Польши, Латвии и Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами.
Исследования современных историков дают все основания полагать, что предки современных белорусов вместе с русскими принимали активное участие ещё в самых ранних этапах освоения Сибири. Сохранились свидетельства о том, что в окружении Строгановых, на службе у которых состоял Ермак, были литвины, прибывшие из белорусских земель. Некоторые из них могли принимать участие в походе Ермака на Сибирское ханство.
Понятием «литва» в сибирских летописях долгое время обозначались выходцы с современной территории Беларуси, входившей в то время в состав Великого княжества Литовского. Многие попавшие в Сибирь литвины относились к наиболее образованной прослойке её населения. Значительная их часть на родине принадлежала к сословию служилой шляхты. Благодаря этому многие из них принимали активное участие в общественной жизни первых сибирских городов и острогов, выполняли ответственные государственные поручения. Во второй половине XIX века начались массовые крестьянские переселения из Беларуси в Сибирь. Так, в 1850-х гг., в ходе аграрной реформы П.Д. Киселёва, из Витебской губернии в Сибирь была переселена партия «панцирных бояр». Их потомки до сих пор компактно проживают в ряде деревень, расположенных на территории Западной Сибири. Наиболее массовые масштабы миграция белорусских крестьян в Сибирь приобрела в годы воплощения в жизнь аграрной реформы П.А. Столыпина. В это время за Урал потянулась целая вереница переселенцев. По самым приблизительным подсчётам, с 1885 по 1915 гг. в Сибирь переселилось более 600 тысяч белорусов. Белорусы часто переселялись в Сибирь целыми деревнями, перенося на её территорию многие специфические особенности быта и хозяйственного уклада, народной архитектуры и ремёсел. Данный этап миграций белорусов привнёс в Сибирь из аграрной среды их родины ряд заметных хозяйственный и социокультурных влияний. К ним, к примеру, можно отнести развитие на территории Сибири льноводства и изготовления одежды из льняных тканей, формирование в некоторых сельских районах специфических принципов самоуправления, свойственных белорусской деревне. На сибирской земле продолжили свою жизнь многие формы духовной культуры белорусов, включавшие в себя народные праздники, обряды и фольклор. В советское время белорусы принимали активное участие в промышленном развитии Сибири. В 1950-х, когда началось освоение сибирских целинных и залежных земель, из БССР приезжали геологи, нефтяники, трактористы, водители, комбайнёры. Молодёжные, комсомольские бригады рассматривали начатое ими дело как почётный вклад белорусского народа в освоение Сибири.
В 1998 году, вскоре после смерти В.А. Коптюга, было подписано соглашение о сотрудничестве Сибирского отделения РАН и Национальной академии наук Беларуси, а также была учреждена премия имени В.А. Коптюга, присуждаемая за наиболее выдающиеся совместные исследования сибирских и белорусских учёных. Ещё одной очень важной гранью сибирско-белорусских связей является культура, которая нас объединяет. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Омской области проживают 6051 белорус, также в жизни региона активно принимает участие ОГОО «Местная Белорусская национально-культурная автономия «Омские белорусы».
Традиционные белорусские праздники:
Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём, обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.
Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.