Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . Компактно курды живут на территории, называемом Курдистаном. Это этногеографическая область, которая находится на территории Турции, Ирака, Ирана и Сирии.
Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.
В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.
Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана. Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части согласно Лозанскому мирному договору от 1923г: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.
На сегодняшний момент на территории Ирака имеется Курдская расширенная автономия, которая имеет своего президента, правительство, парламент и армию. Так же на территории Сирии, где отряды курдской народной самообороны единственными одержали победу над ИГ (запрещена на территории РФ) и установили контроль над местами компактного проживания курдов, создана автономная республика Рожава, что с курдского переводится как Западный Курдистан.
Часть курдов стали российскими подданными после вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств. Были и курдские переселенцы, бежавшие в Азербайджан и Армению от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ.
К концу XIX века из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода. В 20-х годах советская власть интересовалась курдами, но отношения с первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком ценились выше. Москва держалась нейтралитета, не оказывая поддержки ни курдам, ни туркам. А вот к борьбе курдов против британцев в СССР относились с пониманием и поддержкой.
С 1937 по 1944 год курды Армении, Азербайджана и Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Оттуда в 90-е годы они мигрировали на юг России. Согласно переписи 2010 года, в России проживает 23,2 тысячи курдов. Езидов, которых считали отдельно, — чуть более 40 тысяч.
В Омской области проживает около 200 курдов, также в жизни региона активно принимает участие ОО Местная национально-культурная курдская автономия города Омска.

Традиционные праздники курдов:
Как у многих народов Востока, большие праздники у курдов приурочивают к новым периодам года, который начинается 21 марта. Именно таким праздником является Навруз (Новый год).Ему предшествовали менее значительные, но являвшиеся традиционно народными праздники, которые рассматривались курдами как предтеча предстоящих новогодних торжеств.
Такими предшественниками Навруза являются праздник Хыдыр-Наби и отмечаемый только курдами-езидами праздник обновления «Эйде серсале» (Навруз). Праздник Хыдыр-Наби покровителя скота и растительности, олицетворяющего вечную жизнь и весну, устраивается между рождественским и великим постами, соблюдаемыми христианами. Курды постятся три дня, после чего разговляются. Вечером третьего дня и наутро следующего из каждого дома разносят соседям еду в память умерших. Курдянки жидким тестом рисуют на притолоке и потолочных балках магические знаки-обереги: курды-езиды изображают диски солнца, луны, а также фигурки человечков, скота, круги и точки. Все эти знаки призывали милость Хыдыр-Наби и обеспечивали благополучие дома и богатый приплод. У курдов-езидов совершали в это время обряд колядования. Дети и молодежь, взяв мешочек (или новый шерстяной носок) на длинной нитке (называемый «Доли-данг»), ходят по домам с песнями. Детям непременно дают фрукты и сладости.