Латыши́ (латыш. latvieši) — балтский народ, составляющий ок. 60,3 % населения (1 263 894 чел. из 2 095 549 чел.) Латвии. Основной язык — латышский балтийской группы индоевропейской семьи. Верующие латыши — преимущественно протестанты, есть также католики и православные. В Российской Федерации насчитывается 18 979 человек по переписи 2010 года.
У латышских поселений в Сибири давняя история. Первые латыши были сосланы в Тобольскую область в 1802 году после Каугурского восстания, когда крестьяне имения Каугерн в Видземе отказались отрабатывать увеличенную барщину. Вскоре после восстания было опубликовано «Положение о лифляндских крестьянах», значительно улучшившее положение латышских крестьян, до того практически бесправных.
Первой латышской деревней в Сибири считается Рыжково в Тобольской губернии, туда по приказу Николая I с 1845 года направляли всех ссыльных лютеранского вероисповедания. В середине века в Рыжково проживало полторы тысячи финнов, латышей и эстонцев. В 1861 году на берегу Оми возникла латышская деревня Рига, латыши также селились вдоль Енисея и в Западной Сибири.
Добровольное переселение латгальцев в Сибирь началось в 1890-е годы. Из-за бедности и скученности латгальская беднота в массовом порядке переселялась во внутренние районы России, образовывая целые колонии. В Сибири они чаще всего селились в окрестностях Минусинска, Красноярска, Томска, Барабинска и Ачинска.
Всего, по данным переписи 1897 года, во внутренних областях России и Сибири насчитывалось 102 тысячи переселенцев из Латвии (7,1% от общего числа латышей в Российской империи). Закон от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выход из общины, придал новый импульс добровольному переселению латышей в Сибирь.
Во время Первой Мировой войны, после оккупации Латвии германскими войсками, в Сибирь эвакуировали промышленных рабочих и беженцев. В те годы Латвию покинули почти 500 тысяч беженцев. В 1917 году в Сибири находилось 74 тысячи ссыльных, беженцев и переселенцев из Латвии, что составляло около 8,4% от общего числа латышей, находившихся в России за пределами Прибалтики.
В годы «военного коммунизма» примерно треть сибирских латышей вернулась обратно на родину, уехали все латыши Алтайской и Иркутской губернии. Однако из-за тяжелого экономического положения в Прибалтике в начале 1920-х годов многие вскоре снова возвратились в Сибирь.
В годы нэпа в латышских национальных селах функционировали две школы крестьянской молодежи, 48 школ первой ступени, 32 избы-читальни, 20 библиотек. Результатом политики «коренизации» стало выделение около 30 национальных сельсоветов.
С 1918 года на латышском языке издавалась газета Sibirijas Cina («Борьба Сибири»), с 1926-го — на латгальском языке газета Taisneiba («Тайснейба»). С 1940 года началось новое «переселение народов»: одни латыши возвращались из Сибири в Латвию, других ссылали из Латвии в Сибирь.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Омской области проживают 1444 латышей.
Активную деятельность в популяризации латышской культуры принимает ОРОО «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznile».
Традиционные праздники латышей:
По народному календарю год в Латвии делится на четыре части, вершиной каждой из которых является свой праздник, связанный и солнцестоянием или равноденствием. Зима – Рождество, весна – Пасха, лето – Лиго и Иванов день, осень – Апъюмибас.
Главный праздник года – Лиго. На самом деле он состоит из двух праздников: Лиго (Līgo, 23 июня) и Иванов день (Jāņu diena, 24 июня). Оба дня являются государственными выходными, и города Латвии в это время практически вымирают – все устремляются на природу. Хотя по церковному календарю летнее солнцестояние и совпадает с днем св. Ивана, латышский праздник Лиго остался полностью языческим. На Лиго принято печь хлеб, варить сыр и пиво. В эту ночь поют народные песни, собирают букеты, плетут венки и пускают их по реке. Молодые пары обязательно должны попрыгать через костер, взявшись за руки. А еще желательно отправиться в лес на поиски цветущего папоротника.
Второй по значимости праздник – Рождество (Ziemassvētki, 25 декабря). Этот праздник впитал в себя больше христианских черт. Многие латыши в этот день ходят на службу, на улицах города часто устанавливают композиции с Рождественскими сценами. Традиционное блюдо латышского Рождества – вареный серый горох с жареным шпеком. Весь сваренный горох в этот день обязательно надо доесть – чтобы слезы этого года не оставались на следующий. В Латвии традиционно принято праздновать Рождество шире, чем Новый год.
Пасха (Lieldienas) справляется примерно так же, как в России. В этот день нужно красить яйца и устраивать соревнования по их катанию, ходить друг к другу в гости. Также желательно покататься на качелях: чем выше – тем лучше. Это приносит счастье, а в давние времена еще и считалось залогом хорошего урожая.
Апъюмибас (Apjumības, 29 сентября) традиционно были связаны с концом полевых работ. В этот день срезали последний сноп. Считалось, что в нем сидит Юмис – дух урожая. Сейчас этот праздник практически не справляется.