Поля́ки — крупнейший западнославянский народ, основное (98 %) население Республики Польша. Всего в мире лиц польского происхождения около 50 млн. К польскому народу в широком смысле причисляли себя также непольские по этническому происхождению группы населения, например, восточнославянская шляхта (и отчасти обращенные в римо-католицизм другие сословия) Речи Посполитой и польские евреи — сторонники аккультурации.

С конца  XVI Сибирь осваивали вместе с казаками-землепроходцами и поляки. В сибирский регион они были  направлены в качестве военнопленных, так как это была эпоха русско-польских войн. Переселение поляков в Сибирскую часть Российской империи продолжалось до середины XХ века. Военнопленные стали называть себя «сыбираками» (именно так в польском языке произносится русское слово «сибиряк»). Многие перебирались в Сибирь по своей воле, поскольку Сибирь казалась им экономически выгодным регионом, который мог принести большую прибыль. Именно в Сибири образовалась крупнейшая в России польская национальная община. Огромное количество поляков участвовало в строительстве Транссибирской магистрали, и многие польские деятели науки и искусства отразили в своих трудах Сибирь — в их числе были Александр Чекановский, Иван Черский, Бенедикт Дыбовский, Виктор Годлевский, Сергей Ястржембский, Эдуард Пекарский, Бронислав Пилсудский, Николай Витковский и многие другие. Ссыльные поляки, оказавшись в Сибири, полюбили этот край. Многие остались здесь навсегда. Удивительно, что многие «сибирские поляки», потомки которых уже 400 лет живут в Сибирском крае, и по сей день не утратили своей национальной идентичности: они учат польский язык, ходят в костёл и даже дают детям польские имена — Ивона, Ева, Ян… Сибиряки относились к ссыльным полякам как к родным братьям.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Омской области проживают 2231 поляков, также в жизни региона активно принимает участие ОРОО “Польское культурно-просветительское общество «RODZINA-СЕМЬЯ»

Традиционные праздники поляков:

 Рождество было одним из главных праздников, почитавшихся поляками-католиками наравне с Пасхой. Отмечать его съезжались все родственники. 24 декабря в тесном семейном кругу устраивали вигилию, постный рождественский ужин, который рассматривался как аналог вечери Христа. Весь этот день был насыщен особыми ритуальными действиями. К двенадцатичасовой мессе в костеле вся семья шла целой процессией и обязательно пешком. В конце службы все присутствующие подавали друг другу руки, образуя цепочку, и произносили благопожелание: «Мир вам!». Одним из кушаний рождественского ужина была уха или белый борщ, который делали на рыбном бульоне из заквашенной муки с чесноком. Выпекали из песочного или пряничного на меду теста «гвяздки» — звездочки, дети такое печенье иногда называли «лунасердце». Пекли пряники («перники») и из кислого теста небольшие пирожки с черемухой или маком. Гвяздки дарили детям.