Заселение Сибири русскими людьми шло поэтапно. Часто в исторической литературе мы можем прочесть, что первые поселенцы были из казаков (наверное, все знают историю Ермака Тимофеевича и его дружины, дошедшую до нас по Строгановским летописям и казачьим историческим песням). Но ещё до похода Ермака с Урала в Сибирский край сюда бежали недовольные чем-то русские люди и основывали «за Камнем», как раньше называли Урал, небольшие поселения. Кроме того, археологические находки показывают нам, что и русские охотники активно осваивали север Сибири – ещё до Ермакова похода и «официального» присоединения сибирских земель к России.
Интересно, что в 18-19 веках русские сибиряки успели не только прижиться к местным непростым климатическим условиям, но и начали кормить своим хлебом часть России, и даже отправляли зерно на экспорт! Край не был только «тюрьмой народов», как порой пытаются представить отдельные бытописатели: он стал житницей страны; а сибирская рыба, мёд и меха славились настолько, что ими шла активная торговля с другими странами.
Традиционная культура русских в Сибири приобрела свои особые черты и характер. Нередко происходил культурный взаимообмен, и лучшее, что видели у соседних народов, русские сибиряки перенимали в свою жизнь. Какие-то значимые культурные механизмы, фольклорные жанры здесь также видоизменялись и приобретали сибирское «звучание». В песнях появились названия сибирских городов, отразились местные исторические события. Помимо этого, сформировалась даже отдельная сибирская манера пения: с более низким, чем на европейской территории России, звучанием, более длинными распевами и т.п.
У сибиряков-старожилов сформировался и особый этнотип, хорошо узнаваемый специалистами после многочисленных экспедиций в сёлах Владимирского тракта и по Иртышу. Он сложился ввиду частых (на первых порах) браков русских мужчин, пришедших в Сибирь и решивших здесь обосноваться, с прекрасными представительницами местных народов.
Народный костюм у русских в Сибири очень пёстр, так как несколько переселенческих волн (самая крупная – последовавшая за строительством железной дороги Транссиб и Столыпинской реформой, давшей крестьянам «подъёмные» средства для переезда за Урал) вносили своё. На первых порах, когда заселение шло людьми, пришедшими с Русского Севера, именно этот комплекс одежды сформировал основу сибирского костюма, в дальнейшем несколько упростившегося или получившего новые «вливания» от новопоселенцев. Безусловно, одежда казаков также повлияла на общий «сибирский стиль», сложившийся к концу 19-началу 20 веков.
Самым многочисленным на территории Омской области является русское население – 1648,1 тысячи человек, которые составляет 85,8% общей численности населения региона. Активное участие в жизни региона принимает Омский фольклорный ансамбль «Сретение».
Традиционные русские праздники:
Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения. Рождество Христово – второй значимый праздник православия. Отмечается также на государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские черты, пополнился обрядами и ритуалами.
Масленица — прощание с зимой и подготовка к встрече с весной, Великому посту и Пасхе. Начинается эта неделя с воскресенья, называемого «мясное заговенье». Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим.
Первое воскресенье после полнолуния после 21 марта отмечается Пасха – любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. У славян праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги.