Узбе́ки — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана.
В течение длительного времени купцы Ташкента и других городов Центральной Азии именовались в России «бухарскими». С 30-х годов XVIII в. входит в обычай выделять Ташкент среди других городов, что объясняется все возрастающей ролью этого города в сношениях с Россией. Название «ташкентцы» особенно закрепляется после того, как они поселились на Сибирской линии и стали вести большую внутреннюю и внешнюю торговлю. Поэтому в данной работе названия «бухарцы» и «ташкентцы» употребляются как обобщенное название для оседлых народов Средней Азии. В России, в частности в Сибири, бухарцы и ташкентцы были известны так же под названием «сартов». Таким образом, история бухарцев и ташкентцев является составной частью как истории русско-среднеазиатских отношений, так и истории народов Средней Азии и России.
Был организован военный поход в Западную Сибирь с участием бухарских и ургенчских духовных сановников. Путем распространения ислама среди местного татарского населения Мухаммед Шейбаии надеялся не только установить свое политическое влияние, но и развить — торговлю в Сибирском ханстве. Сибирь с давних времен являлась рынком сбыта среднеазиатских товаров. В Средней Азии так же, как и в других восточных странах, была велика потребность в сибирской пушнине, и торгово-ремесленные круги Средней Азии были весьма заинтересованы в усилении своих позиций в Сибирском ханстве. Поэтому, когда власть в Сибирском ханстве перешла в руки местной татарской знати и появилась опасность разрыва связей с Сибирью, это вызвало серьезное беспокойство среднеазиатских купцов. В 1581 г. отряды Ермака, разбив Кучумхана, овладели столицей Сибирского ханства Искером. Кучумхан бежал в сторону Ишима. По-видимому, Ермак тоже стремился наладить торговые сношения со Средней Азией. Согласно «Сибирской летописи» 1584 г., Ермак, получив известие о задержании Кучумом бухарских купцов, идущих в Сибирь, немедленно отправился в путь для их освобождения. Однако отряды Ермака были разбиты, а сам он, оказавшись в засаде, погиб на реке Вагая в боях с кучумовскими отрядами.
С начала XIX в. попытки ограничить или ликвидировать права и привилегии среднеазиатских выходцев со стороны отдельных представителей властей и торговых кругов усиливаются. Это вызвало протест бухарцев и ташкентцев, которые в 1810 г. обратились к сибирскому генерал-губернатору И. Б. Пестелю. Бухарцы-ташкентцы держали в своем хозяйстве лошадей, коров и овец. В Тюмени, Тобольске и Таре скотоводство не являлось основным занятием. На Сибирской же линии бухарцы-ташкентцы были скотоводами. В 1788, 1797 и 1813 гг. 70 ташкентцев, принявших подданство Русского государства, в Усть-Каменогорске занимались скотоводством. По данным 1857 г., в Семипалатинске в хозяйстве 700 ташкентцев источником существования был скот (лошадей 4100, рогатого скота 1100 голов, овец 5500 и верблюдов 500). По сведениям Патканова можно проследить состояние скота у бухарцев в последней четверти XIX в. в Тюмени, Таре и Тобольске
В силу длительного повседневного общения бухарцы и ташкентцы чувствовали на себе влияние татарской культуры., отсюда сходство языка и религии. Бухарцы-ташкентцы внесли значительный вклад в развитие экономических и политических связей России не только со Средней Азией, но и с другими восточными странами, чем и объясняется их привилегированное положение в Сибири. По данным переписи 2010 года в Омской области насчитывают 2810 человек узбекской национальности, татар, также в жизни региона активно принимает участие ОРОО «ОБЦ Народов Узбекистана».
Традиционные узбекские праздники:
Одними из самых значимых событий в году, являются Рамазан и Курбан-хаит – два великих исламских праздника, наступающих после долгово духовного поста (ураза), заставляющего очистится и задуматься о бренности жизни и величии Всемогущего.
В дни празднования, люди после поздравительной службы в мечети, совершают положенные ритуалы, связанные в основном с поминовением усопших, затем принимают гостей или отравляются навестить родственников. Занятие благотворительностью в эти дни считается особенно богоугодным. Поэтому, даже самые необеспеченные семьи стараются угостить касой плова соседей или знакомых.
Любимейший праздник в Узбекистане, без преувеличения, конечно Навруз – время весеннего равноденствия, наступления нового года, пробуждения природы и начала посевных работ. Истоки этого события уходят корнями в зороастризм, говорят, что этому обычаю не менее 3000 лет.
Подготовка к празднику начинается заблаговременно. За неделю до знаменательного события люди приводят в порядок свое жилище, сады, огороды, приусадебные участки: вскапывают землю, сажают молодые деревья, белят и подрезают уже посаженные.
21 апреля, наконец, приходит Навруз — веселый праздник всеобщего единения, который сопровождается обильными застольями, организованными в каждой махалле (соседская община), музыкой, веселыми танцами, шутками, смехом, народными играми и гуляньями.
Кроме веселого застолья, еще одним непременным атрибутом Навруза является сумаляк. Сумаляк – первое блюдо нового года, к его приготовлению допускаются только женщины, которые в течение суток, на улице, сменяя друг друга, непрерывно помешивают в огромном котле варево из пророщенных пшеничных зерен.